Выбор правильного гребного винта позволит двигателю получить максимальные обороты, а также указанную мощность в лошадиных силах. Мощность двигателя очень тесно связана с числом оборотов в минуту, которое может получить подвесной двигатель. Другими словами, если подвесной двигатель не может достичь заданных оборотов в минуту, он не сможет достичь заданной мощности
Для подбора винта на ваш лодочный мотор нужно иметь ввиду:
- Увеличение шага на 1 дюйм дает уменьшение оборотов на 150 +/- 50 об/мин.
- Уменьшение шага на 1 дюйм дает увеличение оборотов на 150 +/- 50 об/мин.
- Иметь тахометр
- Знать какой винт у вас стоит (характеристики винта - обычно выбиты на самом винте, бывает на винте есть артикул - в данном случае, необходимо посмотреть каталог и в самом каталоге посмотреть характеристики винта)
- Знать максимальные обороты (обычно диапазон) вашей техники
Разгоните свое судно до максимальных оборотов на "полном газу" (положение лодочного мотора должно быть обычным и рекомендованным для конкретных условий) и посмотреть показания тахометра. Правильно подобранный винт должен развить и "попасть" в диапазон максимальных оборотах вашего лодочного двигателя. Если он не "попадает" в рекомендованный диапазон, то вам необходимо менять винт (смотрите формулу при увеличение и уменьшение шага выше)
Пример: у вас лодочный мотор Yamaha 15 c 3-х лопастным винтом 11-ым шагом. Максимальные обороты мотора 4500-5500. Показания тахометра 4300. Вам нужно повысить обороты мотора до 4500-5500, то есть вы можете предположить, что если возьмете винт след. шага:
- с 10 шагом - будет 4500 об/мин
- с 9 шагом - будет 4700 об/мин
- с 8 шагом - будет 4900 об/мин
- с 7 шагом - будет 5100 об/мин
- с 6 шагом - будет 5300 об/мин
- с 5 шагом - будет 5500 об/мин
Для большинства водно-моторников - идеальным винтом, считается тот, который попадает в середину диапазона, так как тогда появляется "запас по попаданию оборотов": загрузили не запланированного пассажира - обороты упали, но все равно двигатель попадает в рекомендованный диапазон, высадили человека - обороты выросли, но все равно двигатель попадает в рекомендованный диапазон.
В теории по подбору винта все просто. На практике все намного сложнее, так как нужно учитывать множество переменных:
- у разных производителей винтов - одни и те же шаги могут отличаться. Также могут отличаться по форме, толщине материала, что усложняет подбор нужного вам винта
- Существует эффекты ухудшающие характеристики и расчеты по подбору винта: "проскальзывания", "кавитация", "вентиляция"
Полезные советы по подбору:
- Не забывайте учесть разные переменные: запас топлива, вес пассажиров, вес цепи/якоря и другого оборудования
- Помните какой фирмы/модели винтов вы приобретали
- Изучайте результаты аналогичных лодок и моторов на форумах, у соседей
- Прочтите информацию про "шаг", "диаметр", "увод лопастей" и другое
Наилучший результат, может быть, достигнут только на основе собственного опыта.
Каталог винтов вы можете посмотреть: тут